Деньги на дороге. Минтранс РФ решил заработать на коммерческих трассах
26 февраля 2004 года

Основным докладчиком на совещании был заместитель министра транспорта РФ Олег Скворцов. Он рассказал, что в прошлом году в целом по стране было введено 2,8 тыс. км новых автодорог и 25 тыс. пог. м мостовых сооружений. Это составило соответственно 78,3% и 76,3% к уровню 2002 года. На федеральных трассах дорожники построили 390 км (103,5%), но и этот показатель, по словам докладчика, оказался в 2,4 раза ниже, чем в 2000 году. Не выполненными оказались планы по ремонту территориальных дорог (86,6%) и мостовых сооружений (около 90%). «Если исходить из того, что объем ремонтных работ будет возмещать годовой износ дорог, то этот показатель должен быть как минимум в три раза выше», — сказал Олег Скворцов, заметив, что только такой подход может спасти страну от массовой потери дорог.
Ситуация обостряется тем, что сейчас, по данным Минтранса, общая протяженность сети автодорог общего пользования составляет около 900 тыс. км при необходимой потребности в 1,5 млн км. «Для того чтобы соединить не имеющие связи с внешним миром 28 тыс. населенных пунктов страны и дать конституционное право на свободу передвижения более 10 млн человек, надо построить 600 тыс. км дорог с твердым покрытием», — сказал господин Скворцов. По расчетам ведомства, при нынешних же темпах прироста дорог на решение этой задачи потребуется не менее 100 лет. «Сейчас около трети российских дорог испытывают перегрузки, а через три-четыре года этот процесс достигнет пика и большая часть дорог исчерпает свой ресурс пропускной способности», — заявил Олег Скворцов.
Главной причиной снижения объемов дорожных работ замминистра назвал резкое снижение объемов финансирования дорожной отрасли. Так, годовой бюджет отрасли прошлого года составил 1,5% от объема ВВП, что, по его словам, несоизмеримо с уровнем финансирования дорожного хозяйства европейских стран. Из-за изменений налогового законодательства в среднем вдвое сократились доходы территориальных дорожных фондов.
На сокращение дорожного финансирования пожаловался и премьер-министр РТ Рустам Минниханов. «Нас не устраивает положение, когда средств хватает только на содержание дорог, надо искать дополнительные, в том числе внебюджетные источники», — сказал он.
А времени на спасение ситуации у дорожников почти нет. «У нас остался очень маленький резерв времени, чтобы изменить ситуацию, и если в ближайшее время мы резко не увеличим объемы дорожных работ, то целый ряд регионов окажется в тяжелом экономическом положении», — предупредил Олег Скворцов. Для исправления ситуации ведомство предлагает несколько путей. Во-первых, поднять объем финансирования отрасли хотя бы до «европейских» 3% от ВВП. В этом случае, по словам Олега Скворцова, «недостающие 600 км автодорог при ежегодном финансировании в 450 млрд руб. можно будет построить не за 100 лет, а за четверть века». Во-вторых, бюджетные бреши помогут закрывать платные дороги. Олег Скворцов сообщил, что в настоящее время ведомством подготовлен проект федерального закона «О платных автомобильных дорогах». Сейчас необходимо ускорить его согласование с органами исполнительной власти, представить в правительство и добиться его принятия в этом году. По словам замминистра, в проекте разработан механизм финансирования альтернативных платных дорог. Кроме того, по его словам, ведомством уже утвержден перечень объектов, которые рассматриваются как потенциально платные дороги. В их числе он назвал трассу Минск — Москва, строительство которой должно начаться в этом году, а также ряд «выходов из мегаполисов». В-третьих, по мнению чиновников, в дорожную отрасль нужно активней привлекать частные инвестиции. Пример сразу показал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов. Он рассказал, что республика намерена привлекать инвестиции в такие важнейшие объекты, как строительство второй очереди мостового перехода через Каму, дороги Казань — Оренбург, реконструкции аэровокзала международного аэропорта «Казань» и других — в том числе на условиях предоставления концессии.
Все эти моменты, по мнению Олега Скворцова, необходимо отразить в разрабатываемом сейчас по поручению президента РФ проекте национальной программы развития и модернизации автомобильных дорог в РФ до 2025 года. Сегодня участники совещания планируют посетить около десятка объектов дорожного хозяйства республики, провести товарищескую встречу по волейболу между командами Росавтодора и Миндортранса РТ и завершить совещание принятием итогового решения.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"